8 (343) 290-49-90
8 (902) 409-49-90

Подсчет запасов

Общие положения

В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Государственный баланс содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 №69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение», предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с Государственного баланса осуществляется по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.

Цели подсчета запасов

- определение количества полезного ископаемого с распределением его по типам и сортам, категориям изученности (А, В, С1, С2), по промышленному значению (балансовые и забалансовые);

- определение качества полезного ископаемого, установление его технологических свойств;

- анализ степени надежности подсчета запасов.

Исходные данные

1.       Лицензия на право пользования участком недр.

2.       Материалы поисково-оценочных, геологоразведочных, эксплуатационных работ.

3.       Геологическое задание.

4.       Фондовые материалы по объекту подсчета запасов.

5.       Прочие материалы, в зависимости от конкретных условий объекта подсчета.

Содержание материалов подсчета запасов

Состав материалов подсчета запасов твердых полезных ископаемых регламентируется Приказом Минприроды России от 23.05.2011 №378 «Об утверждении Требований к составу и правилам оформления предоставляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых».

Согласование материалов подсчета запасов

Материалы подсчета запасов подлежат государственной экспертизе. Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.02.2005 №69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение», проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Федеральным агентством о недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Согласно приказу Федерального агентства по недропользованию от 22.02.2005 №185, проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, возложено на Государственное учреждение «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ГУ «ГКЗ»).

Срок проведения государственной экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не должен превышать 90 дней.

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

Лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации "О недрах", нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезного ископаемого в состояние, не пригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.